Период перехода из начальной школы на вторую ступень обучения знаменует завершающий этап детства для школьника и его вступление в новую стадию развития – подростковый период.
В 10–11 лет уже заметно, что одни дети раньше, другие позже перешли границу младшего школьного возраста, а некоторые уже вступили в подростковый период.
Завершающий этап детства достаточно стабильный: дети, как правило, доверчивы, доступны и открыты для помощи и поддержки со стороны взрослых. Переход из начальной школы в среднюю школу они расценивают как очень важный шаг в их жизни. У них велико желание учиться, делать так, чтобы взрослые были довольны ими. Многие дети, у которых были трудности учебного и личностного
плана в начальной школе, надеются изменить свое положение в новых условиях.
Психологическое благополучие и успешность детей в 5 классе определяется не только новой ситуацией развития, но и тем багажом знаний, умений и навыков, с которыми ребенок пришел из начальной школы.
При этом уровень актуального развития учащихся четвертых классов не одинаков: у одних он соответствует возрастной норме и паспортному возрасту, у других - едва достигает допустимой нормы, у третьих он значительно выше возрастной нормы. В результате чего на рубеже «4-5 классы» возможно возникновение психологических проблем различного плана не только у школьников (снижение учебной мотивации, одаренность, семейная изоляция, школьная тревожность, личностный статус в классе, акцентуации характера, агрессивность), но и у их родителей, педагогов.
Для прогнозирования и планирования психологического климата адаптационно-развивающей среды в 5 классе школьный педагог-психолог должен проводить комплексную работу через определенную систему отношений (учитель-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель), где он выступает связующим звеном, обеспечивающим психологическое сопровождение перехода на рубеже «4-5 классы», определяя и сохраняя психологические условия преемственности развития личности в системе непрерывного образования. Эффективность проведения этой работы во многом зависит от того, какое именно содержание мы вкладываем в понятия «социальная компетентность»,
«психические новообразования» младшего школьника, готового к переходу в среднее звено.
Традиционно в возрастной психологии выделяют три основных психических новообразований младшего школьного возраста:
1) произвольность, т.е. способность управлять своими действиями и поступками;
2) внутренний план действий – способность к планированию и выполнению действий про себя, т.е. во внутреннем плане;
3) рефлексия – качество, позволяющее разумно, объективно анализировать свои суждения, поступки, с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
На базе этих психических новообразований в перспективе у пятиклассника будут формироваться следующие категории:
1.Четкое представление о месте школы в его жизни, выработка ответственного отношения к учению через положительную школьную мотивацию, потребности и интересы.
2.Формирование учебной деятельности на более высоком произвольном уровне через необходимые общеучебные умения и навыки, через способность самостоятельно работать над выполнением учебных заданий, где учитель выступает в роли не контролера, а «проводника».
3.Познавательная сфера (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь). Должна быть развита мотивационно-потребностная сфера, которая позволяет ему действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. Должны присутствовать устойчивые формы поведения и деятельности, которые составляют основу формирования характера.
4.Развитие общественной направленности ребенка к коллективу сверстников, что побуждает его искать свое место среди сверстников.
Исходя из этого, мы выделяем следующие компоненты психолого-педагогического статуса школьника, которые ему необходимы для успешного обучения и развития на этапе перехода от детства к подростковому возрасту:
- социальная среда обучения, воспитания и развития;
- познавательная деятельность;
- мотивационно-личностная сфера;
- система отношений школьника к миру и к самому себе;
- поведение школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.